Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

В марте 2014г я познакомилась с Леоном, которому никак не удавалось приготовить закваски для хлеба из пакетиков, купленных через интернет. Три раза подряд, три пакетика-выкидыша, - это удар по карману в размере 50 американских долларов за закваски плюс много выброшенной на ветер муки, времени и испорченных нервов. Вместе нам удалось выяснить причину неудач и исцелить его закваску. Наше общение вылилось в серию уроков по приготовлению закваски из сухой культуры в муке, по восстановлению затертой мукой закваски. Уроков нам обоим.

Закваски были от микробиолога Эда Вуда, сайт sourdo.com.

Сегодня Эду уже девяносто один год. С помощью сына он продолжает вести коллекцию заквасок в своем доме в Айдахо и продавать их всем желающим познакомиться с заквасочным хлебопечением.
Холодильник с заквасками в лаборатории Вуда и его домашний хлеб на закваске. Семья у них была большая, он на пятерых детей и двух взрослых пек. Он привык много домашнего хлеба печь, вот разным закваскам и нашлось применение.

Вот уже тридцать лет как он продает закваски в виде пакетика с двумя ложками муки в нем. В муке - заквасочные микробы.


Инструкция при пакетике предписывает перемешать муку из пакетика со стаканом густого жидкого теста, вылить в литровую банку и выдержать сутки в тепле, пока смесь не станет очень кислой. Потом добавить к кислому тесту ещё стакан густого жидкого теста, энергично перемешать и держать при довольно прохладной комнатной температуре, пока смесь снова не накопит кислотности и в ней не начнут развиваться дрожжи. Снова добавить к этой смеси стакан густого жидкого теста, энергично перемешать, вылить половину и держать остаток в банке при прохладной комнатной температуре сроком до 12 часов.

Если звезды правильно встали, то уже после первых двух кормлений получится бона фиде закваска, что третье кормление и продемонстрирует. В предыдущее тесто добавляют стакан свежего теста, отделяют половину, наливают в банку (остальное выбросить). Тесто в литровой банке вырастет вверх на 8 см за первые 2 часа после кормления и закваска наберет правильную для её муки кислотность за 8-10 часов брожения при комнатной температуре.

Готовые закваски хранятся в холодильнике и со временем будут рассекаться на слой муки на дне и воды сверху, как на фото холодильника с заквасками у самого Эда Вуда.  Там же в коробках и банках показаны затертые мукой закваски, которые потом фасуются в пакетики и продаются через вебсайт http://www.sourdo.com в 75 стран мира.


Эд показывает пальцем на самую  популярную из его заквасок - закваску с древними микробами из Гизы, что у подножия египетских пирамид.

В 1991г археологи раскопали там пекарню, в которой пекли хлеб для тысяч египтян, строивших пирамиды 5000 лет тому назад. Микробиолог Вуд  соскреб заквасочные микробы со стен пекарни и размножил их. Они из того времени!
Image result for ed wood sourdough cultured_banner

И на обложке первой книги Эда Вуда мы видим египетскую скульптуру, изображающую труд в пекарне: растирание зерна в муку в зернотерке.

На втором месте по популярности у покупателей стоит закваска для хлеба из Сан-Франциско (на фото обозначена как SAF на литровой банке), хорошо покупают и итальянские закваски с острова Искья (Ischia) и тосканскую закваску Камальдоли (Camaldoli). Мой первый заквасочный хлеб Pane Cafone был на закваске с итальянского острова Искья, что недалеко от Неаполя. С закваской сан-франциско я познакомилась позднее. Источник фото. Photography by Guy Hand. Фото были сделаны в том же марте 2014г, когда мы с Леоном возились с восстановлением одной из заквасок Эда Вуда.

Там же на фото видны закваски с другими региональными культурами мира: "Тасманийский дьявол" из Австралии, обозначена как T.D., и польская (misspelled Polland). Даты позволяют нам узнать насколько долго культуры могут храниться в холодильнике без освежения. Фото были сделаны для статьи, опубликованной 1 марта 2014г. Последние освежения заквасок на фото - в октябре и даже в июне и июле 2013!  Куда нам с нашими двумя неделями хранения заквасок в холодильнике по ГОСТу! Практичные американцы их по полгода не освежают и притом устойчивые культуры остаются бесподобно ароматными, не теряют своего лица, своей непохожести на закваску в другой банке, и дают хороший и отличный хлеб.

Если удастся их восстановить из пакетика, конечно! Леону не удавалось.

Закваски из 30г муки с микробами разводят следующим образом.

(1) Кормить 1:4 (30г муки из пакетика +120г нашей белой пшеничной муки). Влить воды до получения густого жидкого теста. Укрыть в литровой банке и оставить в покое на 24ч при 31-33С или сколько надо, чтоб смесь стала ярко кислой (рН 4.0-4.5). Развития дрожжей в этой фазе не ожидают. Тесто если и вспухнет, то не из-за дрожжей, а из-за газующих бактерий. Главное на этом этапе - размножить бактерии и накопить кислоту в тесте.

На графике видно, что бактерии в закваске предпочитают более теплую температуру для размножения, чем дрожжи.  Зеленый пик максимальной скорости размножения бактерий приходится на 32С.

Чтобы в закваске лучше размножались именно бактерии и чтоб бактерии обгоняли рост дрожжей в закваске, нужно держать первое тесто  при 30-33С. Тогда большая часть сахара и всего остального питания в муке пойдет на пользу бактериям - зеленая линия намного выше точек на красной линии при тех же температурах. При 32-33С, как в хлебопечке, бактерии будут размножаться в два раза быстрее, чем дрожжи.

Притом бактерии будут выделять максимальное количество кислоты, а дрожжи - совсем мало газа. График активности бактерий и дрожжей в закваске при разной температуре показывает бродильную активность имеющихся клеток. То, как быстро они накапливают кислоту в тесте или как быстро поднимают тесто, вспенивают закваску при разной температуре теста.

Видно, что на первом этапе активации микробов в тесте при 32-33С особого вспенивания закваски можно не ожидать, благодаря вялой и идущей на спад дрожжевой активности  (красная линия на уровне 32-34С). Зато накопление кислоты в тесте будет отличным - пик желтой линии, активности молочнокислой бактерии. Следует убедиться, что закваска стала ярко кислой, для чего нужно её лизнуть или хотя бы рН померить. Когда рН снизится до 4.0 бактерии в тесте прекратят размножаться. Дальше эту фазу продолжать нет  смысла.

(2) К полученному кислому тесту добавляют равное ему количество свежего теста, 1:1. Держат при 20-24С, пока в нем не размножатся дрожжи и закваска не достигнет правильной кислотности. Бактерии тоже будут размножаться в свежей порции теста, но дрожжи будут обгонять их по скорости.



    В этом интервале температур, при комнатной температуре, дрожжи обгоняют бактерии. Число клеток дрожжей удваивается быстрее, чем число клеток бактерий в тесте. Красная линия находится выше зеленой. Тесто закваски вспенивается и растет.

   Благодаря тому, что в прохладе дрожжевая активность слегка превышает бактериальную - красная дрожжевая линия находится над желтой бактериальной, закваска при 20-24С накапливает букет. Это значит, что в ней накапливаются слабые кислоты - ярко ароматные и малокислые.

Если за 12 часов закваска второго этапа не достигнет положеннной ей титруемой кислотности, то её можно подогреть до 28-32С, и додержать её при  более высокой температуре, чтоб микробы быстро накопили кислоту и закваска была готова - имела правильную кислость (рН, звучит как "пи-эйч" или "пи-аш") и аромат (градусы кислотности).

Кислость закваски проверяют полоской лакмусовой бумаги.  Обмакнуть полоску в тесто и через несколько секунд вынуть. Полоска изменит цвет. По шкале можно определить рН теста закваски. Если тесто не жидкое, а густое или крутое и обмакнуть в него полоску невозможно, то распускают 5 г теста в 45г дистиллированной воды. Жидкое тесто тоже можно распускать в дистиллированной воде в такой пропорции, но необязательно.

У спелой закваски рН варьирует от 3.2 до 4.5 единиц рН.
Минимально допустимая кислость готовой закваски. рН равен 4.5 единицам.

рН равен 4.0 единицам. При такой кислости закваски в ней перестают размножаться бактерии и будут размножаться только дрожжи. Ниже этой рН бактерии прекрасно живут и выделяют кислоты, но число их клеток останется постоянным. Во время хранения готовой закваски в ней накопится столько кислоты, что её рН может спуститься до 3.2-3.5 единиц рН - это кислость кислого, но все ещё съедобного яблока.

Ароматические кислоты в закваске - её титруемую кислотность - определяют, добавив в 50г дистиллированной воды 5 г закваски.

50г дистиллированной воды с парой капель индикатора на весах.

В воду с индикатором фенолфталеином добавлено 5 г закваски.

В эту смесь по капле добавляют раствор щелочи, пока смесь из кислой не станет нейтральной. Кислота, как известно, "гасит" щелочь. Нейтральная смесь в этот момент из белой станет красноватой. Видно, что в раствор закваски пришлось добавить 56.6-55=1.6г щелочи.  Для децинормального раствора щелочи (1/10 n) это означало бы 1.6х2 = 3.2 градуса титруемой кислотности.

Мой раствор щелочи в два раза концентрированней,  1/5n. Это значит, что титруемая кислотность закваски равна 1.6х4 = 6.4 градуса.

Много это или мало? Достаточно ли это? Зависит от закваски.

Концентрированные молочнокислые закваски чисто бактериальные, бездрожжевые, например, имеют титруемую кислотность 22 градуса.

Для них столько нормально. 60.5-55=5.5 г добавленной щелочи для нейтрализации кислоты в закваске.  5.5 х 4  = 22 градуса кислотности.

Обратите внимание, что две закваски с одинаковым рН (примерно 4.0) дали разные по букету закваски с кислотностью в 6.4 и в 22 градуса.

Стандарты градусов кислотности для заквасок

Крутые ржаные закваски из обойной муки 13-16 градусов.
Крутые ржаные из обойной муки 12-14 градусов

Жидкие ржаные из обойной муки 10-13 градусов
Жидкие ржаные из  обдирной муки 9-12 градусов

Крутые пшеничные из обойной пшеничной муки 11-12 градусов
Крутые пшеничные из белой муки 6-8 градусов.

Жидкие пшеничные из обойной муки минимум 7 градусов, лучше повыше
Жидкие пшеничные закваски из серой муки (50:50 белой и обойной в тесте или мука 2с) 6-7.5 градусов
Жидкие пшеничные из белой муки 4.5 -5.5 градусов.

Секреты успеха в разведении закваски из затертых мукой микроорганизмов.

(1) Для стандартного подъема закваски лучше раскармливать её сильной белой пшеничной мукой. Серая и темная мука содержит много своих микробов и они могут изменить микробное население закваски.

Если по какой-то причине нужно или хочется раскармливать микробы темной мукой, то лучше заварить муку, простерилизовать кипячением киселек из темной муки на первых шагах активации закваски. Естественно, заварку нужно остудить до 30С на первом шаге или до 20С на втором шаге.

Если есть сомнения в обсемененности патогенной микрофлорой белой муки, которой раскармливают порошок с микробами, то и её можно заварить.

Муку улучшают витамином С и солодом:

1/8 ч.л. порошка Natural Calm Ca-Mg-Vit C или же крошечную щепотку витамина С на 250g муки
1/2 ч.л. диастатического солода или сиропа, мальтозной патоки на 250г муки.

(2) Безопаснее всего брать дистиллированную или деминерализованную воду. В ней нет своих микробов. Для энергичного размножения дрожжей помогает картофельный отвар.

(3) Мука впитывает разное количество воды в зависимости от муки разных марок, разной сортности, даже от погоды зависит.

Для восстановления заквасок лучше подливать к муке столько воды, чтоб получилось густоватое льющееся тесто, "как на оладьи".

(4) Закваску в процессе разведения кормят скупо и тщательно промешивают. Лучше всего ручным миксером, ибо рукой по 300-600 обротов ложкой тяжеловато давать.

В литровую банку прекрасно влезает один веничек миксера. Можно, однако, все сделать в миске двойным венчиком и потом вылить смесь в банку на брожение и отслеживание роста теста.

- Смешивают закваску с водой, 1 мин  на высокой скорости.
- Добавляют муку, 1-3 мин на низкой или средней скорости, пока не перемешается до однородности.
- Оставляют смесь в покое на 10-15мин и выбивают на высокой скорости, пока закваска не вырастет в объеме примерно на 5-10% (насытится воздухом) и появятся признаки развития клейковины -  при вымешивании тесто "схватывается" и отстает от стенок  посуды.

Нормальный процесс разведения южноафриканской закваски из Кейптауна, затертых мукой микробов от Эдварда Вуда, я показала в предыдущей статье по закваскам Эда Вуд: How I activated South Africa Sourdough Culture from Cape Town.

Начало и конец первой фазы. Сначала закваска бурлит от бактерий в муке. Потом успокаивается и опадает - ненужные бактерии вымерли.


Начало и конец второй фазы. В ней за 12 ч при 22С развились дрожжи, что видно по хорошей шапке пены. Целевой кислотности она достигла ещё 10 часов спустя, уже в тепле. Всего вторая фаза заняла 22 часа: 12 ч при 22С и 10ч при 30С.



Проверка готовности закваски: её подъемной силы (рост на 8 см за 2 часа при комнатной температуре) и скорости накопления кислотности (закваска достигла целевой титруемой кислотности  в 7-10 градусов за 8-10 часов).



А вот как выглядела раненая закваска у Леона.

Он начал разведение порошка из пакетика жидким тестом и слишком рано и слишком обильно разбавлял его свежим тестом. Без проверки рН и титруемой кислотности в тесте закваски  творилось бог знает что и пять суток переписки с Леоном не давали красивых результатов.

Какая-то пенка образовывалась, но вовсе не бурная восьмисантиметровая шапка через 2 ч после кормления. Пять суток раскармливания "строго по рецепту" и вот такой результат.

Леон раскармливал одну банку белой мукой, а другую - обойной пшеничной.

На восьмые сутки бесед и увещеваний  создать микробам комфортные условия раненая закваска все ещё выглядела как бедная родственница.  Леон никак не мог перейти на густую жидкую консистенцию, чтоб тесто не отпускало слой воды, и на сильную муку. Хоть и образованный человек (два высших), он не знал, что такое рН и титрование. Ему надо было показать лично.

На девятые сутки закваски были все ещё слишком жидкие и из слишком слабой муки. Зато банки помыты! Сверкают.

Вечером девятого дня хождений по мукам мы встретились и я у себя на кухне показала Леону правильную и укрепленную муку, как хорошенько промешивать закваску, как держать её в чистой баночке, пока в ней не накопится правильное количество сильных кислот (рН) и общее количество кислот, букет закваски (титруемая кислотность, ТТА - total titratable acidity).

И свершилось чудо. Леонова закваска выздоровела за ночь! Правильный рост белой закваски за первые 2 ч после подкормки. Десятые сутки. Несмотря на хорошую подъемную силу, закваски все ещё не накапливали кислотность в положенные после кормления сроки брожения при комнатной температуре. Тогда Леон терпеливо держал их при 30С, пока они не накопили градусы кислотности, не кормил слишком рано. И это за сутки исправилось.

Спелая закваска Леона. Отлично растет и быстро набирает положенную ей кислотность и букет. Одиннадцатые сутки.
Правильная кислотность. Титрование на весах он не фотографировал, но титруемую кислотность тоже старательно отслеживал и не кормил закваски, пока не достигнут значения титруемой кислотности, положенной закваскам по ГОСту.

Хороший заквасочный хлеб у полного новичка в работе с заквасками и тестом.

Зачем я пишу об этом сейчас, ведь три года прошло? Затем, что я сама затерла закваски Леона мукой 3 года тому назад для своей коллекции и сейчас решила одну из них восстановить для выпечки. Она у него ароматная была, красавица.  Так что эти заметки главным образом для меня самой. Я давно уже затертые мукой закваски не восстанавливала. Подзабыла как это все лучше делать, чтоб времени зря не терять.

Примитивным способом, подкармливая закваску по часам, гарантий разведения нет, как это было у Леона по десять суток с каждой из трех заквасок, которые он пытался восстановить. У меня самой в первый раз, когда я их купила у Эда, активация занимала по пять суток.  Я писала  о них в моем рассказе про мою самую первую закваску. С отслеживанием кислотности, правильной консистенцией и хорошей аэрацией теста из улучшенной муки процесс сокращается до 36-46 часов, в зависимости от того, как долго микробы хранились в сухом виде.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
pratina
Jul. 27th, 2017 10:49 am (UTC)
Вы, хлебники, Людочка, самые пассионарные кулинары!)))
mariana_aga
Jul. 27th, 2017 01:53 pm (UTC)
Согласна, Лена :) Вечные страсти-мордасти. Но зато ничто не сравнится с домашним хлебом, когда он получается. Божий дар. Чудо.
kazachka_nata
Jul. 27th, 2017 01:13 pm (UTC)
Люда, ну и терпение же у тебя!!! Ты просто молодец! Какие интересные и полезные все твои посты,спасибо. Вот хотела купить сухих фруктовых дрожжей на ютубе:
https://www.youtube.com/watch?v=YSi_ng-koQw и вышел твой пост о восстановлении дрожжей, спасибо!!!! Хотелось бы, конечно самой сделать фруктовые дрожжии, но пока большое но....
mariana_aga
Jul. 27th, 2017 01:58 pm (UTC)
Ната, и у тебя будет терпение, когда свои дрожжи или закваску вести станешь. Это как питомец у тебя на кухне - "мы в ответе за тех, кого приручили". Сдаваться немыслимо, вот и вытягиваем отстающих в отличники :)

С сухими дрожжами наверняка придет своя инструкция. Расскажи как у тебя получится, ладно? У меня тоже есть пара пакетиков засушенных самодельных дрожжей, надо будет как-нибудь попробовать их восстановить.
kazachka_nata
Jul. 27th, 2017 02:26 pm (UTC)
Люда, я уже пробовала вывести закваски сама.Вывела закваску для пшеничного хлеба по методу Р.Кальвеля и закваску ржаную КМКЗ,спонтанного брожения. Но я человек непостоянный и кормление делала не всегда в одно и тоже время. Могу сказато, что было приятно, когда они получились, но а дальше......история умалчивает. Я даже хлеб в своей Делонжи пекла только на закваске, вот был аромат и вкус. Вот и хотела пойти лёгким путём, чтобы не заморачиваться, купить у других людей. Вот муж поехал на дачу и я попросила его привезти мне яблочек-падалицы и попробовать сделать самой фруктовую закваску. Вот только сделаю я это или нет....вопрос...)))
Перечитываю много твоих постов и освежаю память. Низкий поклон тебе за твой труд и Божией помощи в делах тебе и твоей семье!!!!
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 05:26 pm (UTC)
Конечно сделаешь! Удачи, Ната, с Богом!
vasena_vasilisa
Jul. 27th, 2017 08:09 pm (UTC)
Привет, Люда! Только что восстановила сухую закваску на ананасном соке, а тут твоя статья, очень интересно. Испекла на ней хлеб с цельнозерновой мукой. Ароматный вышел, вкусный, но вести закваску на ц.з муке не буду, если понадобится всегда можно восстановить.
Спасибо за статью, все, как всегда, информативно и по делу. Люда, хлеб сейчас печешь?
mariana_aga
Jul. 27th, 2017 10:14 pm (UTC)
Привет, Василиса! Очень тебе рада :)

Я пеку хлеб к столу, халы пеку на выходные. Сейчас я решила пройтись по старым статьям и отредактировать их и кое-что испечь на заквасках тоже.

У меня летом с заквасками проблемы почему-то бывают. Вот и это лето такое выпало. Болеют они, становятся клейко-сопливыми, утрачивают запах почти полностью. Осторожничать приходится, свежие по-быстрому выводить. Зимой легче, все как-то проще.
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 10:29 am (UTC)
Люда, я на тебя ссылку дала о восстановлении закваски, лучше все равно не напишешь, а у тебя все по полочкам разложено. Если восстановишь старые статьи, хотя бы частично, это будет здорово.
Я пшеничную веду густую, она лучше сохраняется и аромат у нее прекрасный, жидкую труднее сохранить. Как ни странно, но с ржной у меня сложнее, она быстрее перекисает.
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 05:38 pm (UTC)
Василиса, а ты показывала фото своей сегодняшней закваски? как ты её хранишь, как часто и как кормишь? Хлеб у тебя изумительной красоты и несомненно ароматный и вкусный. Расскажи о своем опыте, пожалуйста.

Я так и не привыкла хранить закваски, даже закваски от Эда Вуда и бакфермент, в обычном холодильнике. Я выпотрошила свой винный погребок от всякого барахла (там хранилась коллекция высушенных жидких и затертые мукой крутые закваски, хмель и бог знает что ещё) и перешла на дображиваение в нем заквасок и холодной расстойки хлеба для выпечки свежего к столу, когда м н е удобно.

Я держу закваску при комнатной температуре в течение 1-3 часов после освежения и остаток времени созревания - в погребке при 8-14С (там разные зоны есть, все градусниками отмерила). От суток до трех суток и даже недели они держатся в такой прохладе, созревают вполне, до готовности, сразу готовы для вмешивания в тесто и никто в них не умирает от холода. Так все закваски себя прекрасно чувствуют, от ГОСТовских, до французских и дезема.

Другое дело, что я не Эд Вуд и у меня много "тестяных" сразу под рукой нет. Одна, максимум две, закваски готовы под рукой. Все остальные в высушенном виде в виде хлопьев или в затертом мукой виде. Они быстро восстанавливаются, по потребности. Да и свежую вывести за несколько часов (ржаную) или пару суток (пшеничную) - невеликий труд.
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 07:26 pm (UTC)
Люда закваску на ананасном соке я вывела после Нового года, оставался после праздников ананас и я решила его использовать. Я ее сразу засушила, а недавно восстановила и испекла на ней хлеб Пуалана (смею надеяться, что он все таки чем то похож на его хлеб). Я показала уже восстановленную закваску. Но вести ее не буду, это для конкретного хлеба. Ее лучше держать в засушенном виде. В холодильникн в отделении для овощей лежит уже полгода дезем, вполне рабочий. Иногда пеку на нем, но редко.
Обычно же пеку на закваске. выведенной из винограда. Кормлю и держу фактически как ты. Раз в три дня освежаю, кормлю Есть винный холодильник, но пока по привычке держу в старом холодильнике на верхней полке, там подходящая температура. Поэтому от старого холодильника и не могу отказвться.
Фотографии есть в альбоме http://vasena-vasilisa.livejournal.com/photo/album/704/?page=1
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 08:05 pm (UTC)
Спасибо, Василиса! Фотографии очень помогают :) У тебя прекрасная закваска и ты правильно её ведешь (я почему-то думала, что ты печешь на жидкой, на выведенной с помощью хмеля). Не удивительно, что у тебя такой чудесный хлеб. Помимо явного таланта, ты ещё и правильно все делаешь :)

Спасибо!
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 08:10 pm (UTC)
Спасибо, Люда!На хмеле у меня тоже есть закваска, она чисто ржаная и использую ее только для ржаного хлеба. Но хмелевой отвар использую только на первом этапе, дальше провожу по всем правилам...
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 08:12 pm (UTC)
Так ты её (ржаную) в сухом виде хранишь?
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 08:15 pm (UTC)
Нет, ржаная 100% влажности. Фактически в работе две -пшеничная и ржаная, я не перекармливаю. Я сейчас в альбом загружу.

Edited at 2017-07-29 08:19 pm (UTC)
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 08:25 pm (UTC)
ОК, большое спасибо!
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 08:25 pm (UTC)
Ржаную приходится раз в год обновлять, она становится со временем чересчур кислая . Не измеряла, на вкус определяю (безобразие конечно, надо бы измерить хоть раз)
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 08:27 pm (UTC)
Ну, если хлеб слишком кислый выходит, то тут и на вкус понятно, что микрофлора изменилась, без измерений :)
mariana_aga
Jul. 29th, 2017 08:30 pm (UTC)
Спасибо, Василиса! Тепереь вижу обе твоих помощницы, неутомимые труженицы :)
vasena_vasilisa
Jul. 29th, 2017 08:32 pm (UTC)
Тебе большое спасибо.
annarouss
Aug. 27th, 2017 11:04 am (UTC)
Люда, спасибо огромное за то, что снова открыла журнал!
mariana_aga
Sep. 7th, 2017 01:36 pm (UTC)
Здравствуй, Света! Очень тебе рада :)
pavel_vasilich
Sep. 7th, 2017 09:00 am (UTC)
влажность
Люда, благодарю Вас за детальную проработку вопроса! Подскажите, пожалуйста, в какой влажности оптимально хранить закваску на пшеничной муке в холодильнике? по виду расслоёных баночек - явно больше 100%.
mariana_aga
Sep. 7th, 2017 01:35 pm (UTC)
Re: влажность
Павел, привет!

Закваску хранят при такой влажности, при какой она указана для этой конкретной закваски.

Есть закваски, которые хранят очень крутыми: крутая по ГОСТу или крутая немецкая закваска фирмы СЕКОВА (бакфермент), закваска сан-франциско от фирмы ВОКЕР. В Швейцарии, Бельгии и Италии закваски хранят очень крутыми, запеленутыми в ткань для анаэробной среды внутри закваски, но иногда крутыми плавающими в воде, чтобы излишек кислоты и спирта отводился в воду и микробы в закваске не самоотравились.

И есть закваски, которые хранят в холодильнике жидкими (150% влажности: на 100г муки 150г воды) и очень жидкими (100 муки 200 воды): это как закваски от Эда Вуда на фото в статье выше, жидкие закваски по ГОСТу и многие другие.

Сама природа закваски (её микробный состав) предписывает как её хранить. Так что при выведении закваски или когда приобретаете закваску, придерживайтесь и указаний по её хранению. Они специфичны для конкретной закваски, для конкретного вида и набора микроорганизмов в ней.

Более того, для некоторых заквасок фраза "в холодильнике" означает "при 4-6С", для других же - "при 8-12С". Это тоже нужно учитывать, чтоб сохранить микрофлору закваски неизменной.
nataliakras
Sep. 23rd, 2017 04:19 am (UTC)
Сухая закваска с дрожжами
Здравствуйте, Люда! Купила в Италии сухую закваску в надежде, что разведу-оживлю её дома, в Москве. В составе обнаружила кроме закваски (Lievito naturale) еще и пивные дрожжи (lievito secco), еще написано, что данная смесь идеальна для приготовления хлеба в хлебопечке, даётся рецепт из 35г данной смеси и 500г белой муки, как сразу замесить хлеб.
Как Вы думаете, стоит из этой сухой смеси выводить (оживлять закваску) или пивные дрожжи всё дело расстроят? Возможно ли вообще содружество МК бактерий и пивных дрожжей в домашней закваске?
mariana_aga
Sep. 23rd, 2017 05:47 pm (UTC)
Re: Сухая закваска с дрожжами
Здравствуйте, Наталья!

Во всех заквасках, кроме закваски сан-франциско, есть "пивные дрожжи". Они очень распространены в природе и их много в муке, они спонтанно размножаются в домашних заквасках и именно они поднимают заквасочное тесто.

Так что сами по себе "пивные дрожжи" в пакетике закваску не испортят.

Другое дело, что я не уверена, что ваша сухая закваска вообще предназначена для разведения из неё "мокрой" закваски. Возможно, что это "закваска" в смысле подкислителя и ароматизатора обычного дрожжевого теста. В ней нет живых заквасочных бактерий.

Если к ней не прилагается инструкция про то, как из неё развести обычную тестяную закваску, которая живет в холодильнике и постоянно возобновляется подкормками теста, то наверное ваша смесь для этого и не предназначена.

Если у вас больше одного пакетика, то попробуйте один хлеб приготовить по инструкции к пакетику, а один пакетик развести в закваску. Посмотрите что получится, будет ли у хлеба или у закваски характериный кисломолочный аромат, будет ли она устойчивой и т.п.

Добавка дрожжей в ней ничего не испортит. Ясно, что изначально тесто будет расти и очень быстро из-за добавленных в пакет дрожжей, но со временем дрожжевая активность затихнет и там начнет накапливаться именно заквасочная кислоотность и будут размножаться именно молочнокислые бактерии, если там и на самом деле есть какие-то живые бактерии.
nataliakras
Sep. 24th, 2017 07:08 am (UTC)
Re: Сухая закваска с дрожжами
Спасибо, Люда, за Ваше квалифицированное мнение!
Живая закваска, думаю, там есть. Об этом говорит и состав на упаковке, и характерный аромат из пакетика. Начала уже, как Вы и сказали, вести эту закваску на итальянский манер (в очень крутом виде пеленаю туго в салфетку, потом из середины , а она довольно пористая, развожу следующую порцию и т.д.), но смутил яркий дрожжевой запах при таком ведении, поэтому задала этот вопрос. Вроде бы есть и мк-аромат, но всякий раз явный запах спирта тоже присутствует, а это ведь признак присутствия дрожжей, если не ошибаюсь.
Хлеб я тоже пекла, он получился, но он такой, как я не люблю, пустоватый что-ли, без ярко проявленного аромата, который бывает от закваски. В общем, буду пока продолжать эксперимент.
Также затеяла итальянскую закваску с нуля, если получится, то можно будет сравнить.
Спасибо еще раз, что успокоили! Дрожжи нам не помеха! :)
vero_nika
Feb. 4th, 2018 08:32 pm (UTC)
Люда, я просто проявлюсь тут, чтобы выразить восхищение твоей настойчивостью и таким подробным постом! Я, к сожалению, выпечку хлебов совсем забросила, а ведь у меня неплохо получалось. Иногда скучаю по ржаному хлебу, был у меня рецепт довольно удачный, но, конечно, ни в какое сравнение с твоими потрясающими достижениями он не идет!

Зашла в твой пост про пирожковое тесто - собираюсь печь пирожки в пятницу, потому что в субботу будет "обед в русском стиле" для кучи (КУЧИ)! народа. Сейчас перепишу себе мелким почерком, чтобы сверяться при готовке :-))
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

  • mariana_aga
    22 Sep 2023, 16:33
    Добрый день, Елена!

    Меня долго мучило почему моя мука так много воды берет. Если пересчитать формулы из рассчета абсолютной влажности теста для воды для теста задом наперед, то выходило, что у моей…
  • mariana_aga
    22 Sep 2023, 15:18
    Добрый день, все лето пекла шикарные хлеба с влажностью 70%, никогда не знала,что влажность может сыграть злую шутку,наступила осень,дождливо, испекла 3 хлеба и все поплыли,ничего не меняла…
  • mariana_aga
    17 Aug 2023, 17:41
    Ardent Mills medium rye мне с пересылкой получается дороже всех остальных. я уже попробовал добавить 50% ржаной муки в опару и 25% в пекарских процентах в основное тесто вот по этому рецепту:…
  • mariana_aga
    17 Aug 2023, 03:58
    Добрый вечер!

    Нет, из вами перечисленных марок муки я не пекла. Они все, эти относительно небольшие мельницы, ориентируются на розничную продажу их товара, да? Это не коммерческая ржаная мука, не…
  • mariana_aga
    17 Aug 2023, 02:17
    ну в наше время можно найти хоть на амазоне не только dark rye. у меня, собственно, вопрос, если у вас был опыт с какой-нибудь из этих мук(ами?)? King Arthur medium rye пока видел только на…
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars