Люда (mariana_aga) wrote,
Люда
mariana_aga

Category:

Хлеб 1114-1567гг в миниатюрах Лицевого свода

Книга под названием "Лицевой летописный свод" была создана по заказу Ивана Грозного. В ней 10 тыс рукописных страниц и более 16 тыс миниатюр отрисованных от руки в книге, в единственном экземпляре. Я просмотрела их все и обнаружила, что как минимум сто миниатюр изображают застолья или торговлю и на них показан средневековый русский хлеб 12-16 века. Миниатюры рисовали художники середины 16 века, но современные специалисты считают, что при этом они копировали более старинные изображения или консультировались с более ранними миниатюрами, потому что исторические детали одежды, утвари и пр. показаны ими весьма точно.

Согласно Большой советской энциклопедии работа началась в 1540-х годах, по заказу Ивана Грозного, в Александровской слободе, бывшей тогда резиденцией царя. В работе принимал участие, в частности, Алексей Фёдорович Адашев. Текст готовился книжниками из окружения митрополита Макария, миниатюры исполнялись мастерами митрополичьей и «государевой» мастерских. Наличие в иллюстрациях Лицевой летописный свод изображений зданий, сооружений, одежды, орудий ремесла и земледелия, предметов быта, соответствующих в каждом случае исторической эпохе, свидетельствует о существовании более древних иллюстрированных летописей, служивших образцами иллюстраторам.

Так что можно считать, что и хлеб и выпечка на миниатюрах тоже показаны исторически достоверно. Причем видно, как застолья изображаются художниками более обильными и разнообразными со временем.

Для сравнения: миниатюры, изображающие щедрое застолье 12 века (калач, сыр и чаша питья)и заставленный стол 15 века




Хлеб был круглым или "в виде хомута", как описывали его иностранцы. Светлый пшеничный калач изображается в виде кольца,  а "хлеб" изображается либо как рожь и ячмень в мерных емкостях - бочках, кадях (кадушках), либо как круглые коричневые хлеба. Несколько раз изображена на миниатюрах и просфора - в виде круглого пшеничного хлеба или круглого двухэтажного хлеба из одной лепешки теста на другой.

"Хлеб в Новгороде в 1179 году дорог был" - показана торговля зерном ржи в бочках и постройка церкви в Аркажах.

Вот этой церкви.

Самое первое в русской истории свадебное застолье с хлебом (калачом) в центре стола. Внучка Юрия Долгорукого выходит замуж за сына Ярослава, правнука Вещего Олега.


Хлеб часто показан просто неровным кольцом, но есть и конкретные детали его формовки и классическая форма с толстым брюшком и тонкой ручкой.

Владислав женится на дочери царя болгарского.

Женитьба Ярослава на внучке Юрия Кончаковича.

Вот она, деталь технологии: и брюшко с подрезом и место состыковки концов жгута теста в замок калача ясно показаны на этой миниатюре. 12 век!

И Всеволод, внук Владимира Мономаха,  женился! Аналогично, в том же году. Показан как калач из простой пшеничной муки в виде хомута, так и круглый хлеб,  просфора или ржаной.


Не хлебом единым... На миниатюрах показана и рожь в кадях и овес, в основном он шел на корм лошадям, кроме, конечно  как в период страшного голода в Новгороде, описанного на этой странице, и воз любимой русской репы.



Хлеб на миниатюрах, изображающих 13й век. Князь чествует епископа калачом.





Татары за едой.





Часто все те же калачи изображаются заковыристыми загогулинами. Хлеб был ручной работы, ровно жгуты не в машине катали, а на столе или на весу, как получится, причем жгуты многокилограммовые и тесто вспучивалось при выпечке там и сям.



 Рождественское застолье у епископа Митрофана в Суздале. 13 век. Конечно, подавали белые калачи по такому поводу.


Ещё одна миниатюра с зерном, где хлеб - не то же самое, что рожь. Хлебом называли и очень часто ячмень.




Ещё одно подтверждение того, что "хлебом", если речь шла о черне, называли зерно ячменя. Все остальное зерно - по имени: рожь, пшеничца, пшено и овес. Ячмень также называли житом.

Голод был страшный после нашествия татаро-монгол на русскую землю. Люди ели людей.


Свадьба князя в том году была очень скромной, совсем как 100-200 лет тому назад: пара калачей и пара кубков с медом.


Калачище и калачик.

1400-1410 калачи в изображениях жития Сергия Радонежского. С четырьмя утолщениями





А вот и выпечка монастырских хлебов в цвете. Зерно толкли в ступе, подсеянную от шелухи крупку смаливали в муку на ручном жернове. Воду ничтоже сумняшеся черпали из речки. Показаны здоровенные ржаные ковриги по 8-9кг на столе и в печи.


Толченая пшеничная мука и просфоры в печи.



 Монастырский хлеб: просфора и ковриги.





А вот тут в Москве на свадьбу литовского князя с дочерью Дмитрия Донского, показан хлеб, мне непонятный.


Что это за "бутерброд" такой? На биг мак похож, только что диаметром в полметра.



Калач, хлебец, каравай в многогранном каравайнике (?). Долгие пироги? , к которым тянется рука.

Монастырский ржаной хлеб.


Для придания ему такой формы его расстаивали перед выпечкой в резных чашках, а возможно, что и пекли в формах, уж больно отчетливо видны бока как у шайбы, не как у подового хлеба.  Я приведу документы по этому поводу.



Белая пшеничная просфора из двух лепешек теста.



Калач и коровай в коровайнике - многогранной медной формочке для выпечки сдобы, кексов и запеканок, мясных и рыбных.

1400е

Дочь князя Ивана Васильевича выходит замуж, на столе мучнистый калач.




Василиса выходит замуж за князя суздальского. Домостроевский ассортимент еды, питья и выпечки на столе.


Молодой княжне полагалось уметь все это печь и варить.




Калач и просфора слева или или же это коврига ситного ржаного с мучнистой коркой?



Мучнистый калач и мучнистый ситничек, судя по всему. На дворе 1433год. Княжение Василия Васильевича, внука Дмитрия Донского (1433-1455г).

А вот тут калач изобраажен так странно (странно раскрашен), что я стала сомневаться.


ПРЯНИК??? Коврижка? Калач? Если калач, то почему серединка не цвета скатерти?

Патриарх наслаждается запахом мяса. Есть его он не ест, но нюхал.


Вполне современная техника иллюстрации! Еда в посудинах - мисах, блюдах, и хлеб на столе.

Единственный столовый прибор - ножичек. Мяса отрезать там, ломоть хлеба, сыра кусок.


Мясо на деревянном кружке - это тушка какой-то птицы (кура, утка, гусь, ибо видны крылышко и ножка, да шейка), нож, круглые хлебцы.

Мы дошли до первой половины 16 века. Продолжение следует.

Tags: История хлеба и пирогов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments