?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книга под названием "Лицевой летописный свод" была создана по заказу Ивана Грозного. В ней 10 тыс рукописных страниц и более 16 тыс миниатюр отрисованных от руки в книге, в единственном экземпляре. Я просмотрела их все и обнаружила, что как минимум сто миниатюр изображают застолья или торговлю и на них показан средневековый русский хлеб 12-16 века. Миниатюры рисовали художники середины 16 века, но современные специалисты считают, что при этом они копировали более старинные изображения или консультировались с более ранними миниатюрами, потому что исторические детали одежды, утвари и пр. показаны ими весьма точно.

Согласно Большой советской энциклопедии работа началась в 1540-х годах, по заказу Ивана Грозного, в Александровской слободе, бывшей тогда резиденцией царя. В работе принимал участие, в частности, Алексей Фёдорович Адашев. Текст готовился книжниками из окружения митрополита Макария, миниатюры исполнялись мастерами митрополичьей и «государевой» мастерских. Наличие в иллюстрациях Лицевой летописный свод изображений зданий, сооружений, одежды, орудий ремесла и земледелия, предметов быта, соответствующих в каждом случае исторической эпохе, свидетельствует о существовании более древних иллюстрированных летописей, служивших образцами иллюстраторам.

Так что можно считать, что и хлеб и выпечка на миниатюрах тоже показаны исторически достоверно. Причем видно, как застолья изображаются художниками более обильными и разнообразными со временем.

Для сравнения: миниатюры, изображающие щедрое застолье 12 века (калач, сыр и чаша питья)и заставленный стол 15 века




Хлеб был круглым или "в виде хомута", как описывали его иностранцы. Светлый пшеничный калач изображается в виде кольца,  а "хлеб" изображается либо как рожь и ячмень в мерных емкостях - бочках, кадях (кадушках), либо как круглые коричневые хлеба. Несколько раз изображена на миниатюрах и просфора - в виде круглого пшеничного хлеба или круглого двухэтажного хлеба из одной лепешки теста на другой.

"Хлеб в Новгороде в 1179 году дорог был" - показана торговля зерном ржи в бочках и постройка церкви в Аркажах.

Вот этой церкви.

Самое первое в русской истории свадебное застолье с хлебом (калачом) в центре стола. Внучка Юрия Долгорукого выходит замуж за сына Ярослава, правнука Вещего Олега.


Хлеб часто показан просто неровным кольцом, но есть и конкретные детали его формовки и классическая форма с толстым брюшком и тонкой ручкой.

Владислав женится на дочери царя болгарского.

Женитьба Ярослава на внучке Юрия Кончаковича.

Вот она, деталь технологии: и брюшко с подрезом и место состыковки концов жгута теста в замок калача ясно показаны на этой миниатюре. 12 век!

И Всеволод, внук Владимира Мономаха,  женился! Аналогично, в том же году. Показан как калач из простой пшеничной муки в виде хомута, так и круглый хлеб,  просфора или ржаной.


Не хлебом единым... На миниатюрах показана и рожь в кадях и овес, в основном он шел на корм лошадям, кроме, конечно  как в период страшного голода в Новгороде, описанного на этой странице, и воз любимой русской репы.



Хлеб на миниатюрах, изображающих 13й век. Князь чествует епископа калачом.





Татары за едой.





Часто все те же калачи изображаются заковыристыми загогулинами. Хлеб был ручной работы, ровно жгуты не в машине катали, а на столе или на весу, как получится, причем жгуты многокилограммовые и тесто вспучивалось при выпечке там и сям.



 Рождественское застолье у епископа Митрофана в Суздале. 13 век. Конечно, подавали белые калачи по такому поводу.


Ещё одна миниатюра с зерном, где хлеб - не то же самое, что рожь. Хлебом называли и очень часто ячмень.




Ещё одно подтверждение того, что "хлебом", если речь шла о черне, называли зерно ячменя. Все остальное зерно - по имени: рожь, пшеничца, пшено и овес. Ячмень также называли житом.

Голод был страшный после нашествия татаро-монгол на русскую землю. Люди ели людей.


Свадьба князя в том году была очень скромной, совсем как 100-200 лет тому назад: пара калачей и пара кубков с медом.


Калачище и калачик.

1400-1410 калачи в изображениях жития Сергия Радонежского. С четырьмя утолщениями





А вот и выпечка монастырских хлебов в цвете. Зерно толкли в ступе, подсеянную от шелухи крупку смаливали в муку на ручном жернове. Воду ничтоже сумняшеся черпали из речки. Показаны здоровенные ржаные ковриги по 8-9кг на столе и в печи.


Толченая пшеничная мука и просфоры в печи.



 Монастырский хлеб: просфора и ковриги.





А вот тут в Москве на свадьбу литовского князя с дочерью Дмитрия Донского, показан хлеб, мне непонятный.


Что это за "бутерброд" такой? На биг мак похож, только что диаметром в полметра.



Калач, хлебец, каравай в многогранном каравайнике (?). Долгие пироги? , к которым тянется рука.

Монастырский ржаной хлеб.


Для придания ему такой формы его расстаивали перед выпечкой в резных чашках, а возможно, что и пекли в формах, уж больно отчетливо видны бока как у шайбы, не как у подового хлеба.  Я приведу документы по этому поводу.



Белая пшеничная просфора из двух лепешек теста.



Калач и коровай в коровайнике - многогранной медной формочке для выпечки сдобы, кексов и запеканок, мясных и рыбных.

1400е

Дочь князя Ивана Васильевича выходит замуж, на столе мучнистый калач.




Василиса выходит замуж за князя суздальского. Домостроевский ассортимент еды, питья и выпечки на столе.


Молодой княжне полагалось уметь все это печь и варить.




Калач и просфора слева или или же это коврига ситного ржаного с мучнистой коркой?



Мучнистый калач и мучнистый ситничек, судя по всему. На дворе 1433год. Княжение Василия Васильевича, внука Дмитрия Донского (1433-1455г).

А вот тут калач изобраажен так странно (странно раскрашен), что я стала сомневаться.


ПРЯНИК??? Коврижка? Калач? Если калач, то почему серединка не цвета скатерти?

Патриарх наслаждается запахом мяса. Есть его он не ест, но нюхал.


Вполне современная техника иллюстрации! Еда в посудинах - мисах, блюдах, и хлеб на столе.

Единственный столовый прибор - ножичек. Мяса отрезать там, ломоть хлеба, сыра кусок.


Мясо на деревянном кружке - это тушка какой-то птицы (кура, утка, гусь, ибо видны крылышко и ножка, да шейка), нож, круглые хлебцы.

Мы дошли до первой половины 16 века. Продолжение следует.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
alatyrj
Jun. 20th, 2017 05:12 pm (UTC)
ячмень -- хлеб
Слово "хлеб" считается заимствованным, Зализняк в своей лекции предположил, что вначале оно обозначало не хлеб вообще, а какой-то его вид.
mariana_aga
Jun. 20th, 2017 05:36 pm (UTC)
Re: ячмень -- хлеб
Страшное дело. Куда ж мы без хлеба, без слова "хлеб" в нашей речи.
alatyrj
Jun. 21st, 2017 12:59 pm (UTC)
Re: ячмень -- хлеб
Да, за тысячи лет слово "хлеб" стало буквально родным. Оно пришло ещё в праславянский язык, если верно помню.
А хлеб был и до того, это лигвисты не оспаривают. И его должны были как-то называть, но что это было за слово, лингвисты не знают.

Edited at 2017-06-21 01:01 pm (UTC)
mariana_aga
Jun. 21st, 2017 03:12 pm (UTC)
Re: ячмень -- хлеб
Ну, если в праславянский и "тысячи лет тому назад", то простительно! :) Успокоила меня :))) Я начала слушать эту лекцию Зализняка на ютюбе, но нервы сдали, как и у многих других слушателей, судя по комментариям. Выключила. Тяжело все-таки такое слышать про родной язык. Эмоциональная тема.

Спасибо!
alatyrj
Jun. 21st, 2017 03:30 pm (UTC)
Re: ячмень -- хлеб
У него много лекций, но про общую историю языка да, слушать трудно. Я тоже выключила. Про специальные темы -- ударение, внешний облик слова и т. д. и т. п. -- много легче.

Кстати, латышское "klaips" -- наше "буханка (хлеба)"! А не хлеб вообще, или какая-то его разновидность. Хлеб -- maize. Возможно от mieži -- "ячмень", но у меня очень старые сведения.
lana_5187
Jun. 21st, 2017 05:05 am (UTC)
Людочка, здравствуйте! Читаю с огромным удовольствием Вашу очередную публикацию!Как интересно!!! Спасибо!!!
mariana_aga
Jun. 21st, 2017 03:12 pm (UTC)
Здравствуй, Лана! Очень тебе рада!
Севка Тапочкин
Oct. 26th, 2017 12:49 pm (UTC)
Про непонятное изделие на столе.
Здравствуйте.
Под одной из миниатюр вы сетуете на 6евозможность определить тип изделия. Со своей стороны рискну предложить вам такой вариант:
В национальной кухне удмуртов есть праздничный каравай "мушник". Пшеничный каравай печётся на основании (лепёшке) из ржаного пресного или сдобного теста. Какова вероятность встретить нечто подобное и на княдеском столе? Если приложить фантазию, то, конечно, и не такое привидится. Надеюсь идея не показалась вам слишком бредовой.
mariana_aga
Oct. 26th, 2017 05:02 pm (UTC)
Re: Про непонятное изделие на столе.
Здравствуйте! Вы задаете хороший вопрос и ответ на него лежит в истории удмуртского народа.

В статье идет речь об изделиях, выпекаемых до 1550х. До того, как удмурты имели возможность что-то печь вообще, ржаное или пшеничное.

Удмурты вошли в состав Русского государства примерно в середине 1500х, после падения Казани. До того там просто-напросто не выращивалась и даже не завозилась пшеница или даже рожь и описанного вами изделия у удмуртов ещё не было. Например, точно известно, что до 1579г в регионе реки Камы ещё не возникло даже такое знаменитое изделие попроще, из простого пресного пшеничного теста, как пельмени. Пельмени возникли в первой половине 1600х.

Даже рожь все ещё посылалась в тот регион из России в 1609г, пока свое землепашество не развилось. Полный дефицит (ржаного) хлеба на Урале и в Сибири был ликвидирован к последней четверти 17 века.

Так что мушник скорей всего относится к 18-19 веку, а не к периоду, описанному или нарисованному в миниатюрах художниками 1550х при Иване Грозном.
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars